viktorbobrov89 (viktorbobrov89) wrote,
viktorbobrov89

Сербия. День третий. 23 апреля 2014 года

Третий день моего пребывания в Сербии. Несмотря на то, что с уже осипшим (после московских матчей) голосом я вчера ещё и «шизил» на игре «Црвены Звезды» с «Радничками», голос стал получше.
    Этот день я решил посвятить двум диаметрально противоположным по своей сути достопримечательностям Белграда – мавзолею Йосипа Броз Тито и храму Святого Саввы.
    Мавзолей Тито, или просто «Дом цветов» («Кућа цвећа» по-сербски) находится неподалёку от главных стадионов Белграда – «Црвены звезды» и «ЮНА», только стадионы расположены по одну сторону бульвара князя Александра Карагеоргиевича, а мавзолей Тито – по другую.
    Итак, около 10 утра я вышел из хостела (лифт всё ещё не работал) и направился традиционно к Площади Славии. Там я сел на какой-то троллейбус (или автобус) и доехал до остановки «Музей истории Югославии».
    Выйдя на улицу, я увидел парк с фонтанами. Чуть в глубине виднелось здание музея, в котором похоронен великий вождь Югославии. Погода опять была пасмурной. Вообще, всё время своего путешествия я ходил в куртке, ибо в апреле погода в Белграде очень изменчивая. Плюс к этому, куртка скрывала под собой фотоаппарат – я не собирался соблазнять белградских воришек. Тем более, я гулял зачастую совсем не в благополучных районах, а по числу полицейских на душу населения Сербия уступает многим странам мира.
    Войдя в музей истории Югославии, я заплатил и прошёл дальше. Я осмотрел сначала собственно музей Тито – его военную форму, многочисленные эстафетные палочки с ежегодных югославских марафонов, посвящавшихся дням рождения Тито. Там же находился и гроб Тито, а также его жены Йованки, которая умерла совсем недавно – в 2013 году. Надписи на обоих гробах выполнены на латинице.

Далее я прошёл в историческую часть музея. Там, в добротно сделанных экспозициях, находились различные виды оружия, одежды, музыкальных инструментов и прочего. Всё это были подарки, полученные Йосипом Броз Тито от президентов, министров и делегаций различных стран мира. Было тут и русское оружие, и европейское, и африканское.

На выходе из музея я задержался в маленьком магазине. В нём я приобрёл белую футболку с изображением Тито (она обошлась мне, как и футболка в «Буди фине», в 1000 динар) и магнит с его же ликом – он стоил 120 динар.
    После посещения «Дома цветов» я перешёл через дорогу и дошёл до касс стадиона ЮНА – домашней арены белградского «Партизана». Там я узнал стоимость билетов на Восток и Запад – от 1500 динар, то есть около 640 рублей! Но такие матчи проходят дважды в год. Но, конечно, разница с двумя сотнями динар на вчерашний поединок «Звезды» с «Радничками» - это что-то. Билеты на Север и Юг стоили подешевле, но, как я узнал ещё в понедельник, их в продаже уже давно нету. Вечное дерби – это вечное дерби, матч принципиальнейших соперников, причём это касается не только футбола, но и других видов спорта.
    Билет я в тот раз покупать не стал. Я доехал на автобусе до белградского главпочтамта («Главна пошта») и зашёл внутрь почтамта с мыслью купить какие-нибудь открытки с видами Белграда в подарок для мамы. Но, к сожалению, на почте не продавалось ни открыток, ни конвертов с изображениями города. Пришлось купить лишь несколько обычных конвертов.
    После обеда в Белграде шёл слабый дождь, но меня это не остановило, и я пошёл в сторону храма святого Саввы. Я шёл пешком, почти тем же путём, что и обычно ходил то Площади Славии, разве что не по улице короля Милана, а по Неманьиной. Я посмотрел здание «Белградка» - один из немногих небоскрёбов в центре Старого города, и увидел разрушенные НАТОвскими бомбардировками весной 1999 года здания югославского министерства обороны. Они до сих пор не восстановлены и оставлены в таком виде – в назидание потомкам, видимо.

Одно из этих разрушенных зданий завешено огромным плакатом с пропагандой армии Сербии, фотографиями сербских солдат и изречением великого сербского генерала Живоина Мишича, героя Балканских войн и Первой мировой войны: «Ко сме – таj и може. Ко не зна за страх, таj иде напред» («Кто смелый – тот и может. Кто не знает страха – тот идёт вперёд».) Эти слова Мишича используется для рекламы службы по контракту в сербской армии.

Ну вот, наконец, я дошёл и до храма святого Саввы, который находится в Караджорджевом парке. Храм, конечно, огромный. И, что мне очень сильно понравилось, свечки не нужно покупать, они лежат пачками, все одинаковые, небольшие. Свечей брать можно столько, сколько вам захочется. А рядом со свечками есть ящик для пожертвований. Естественно, я тут же ссыпал в него всю мелочь, да ещё засунул первую попавшуюся купюру. Вот это классно! Храм святого Саввы не похож на магазин, как, увы, многие храмы в России.

Если уж храм находится в Караджорджевом парке, то логично, что в парке стоит и памятник самому Карагеоргию. К сожалению, этот памятник, как и большинство других в Белграде, сильно обгажен птицами, краска с него облазит, в общем, за памятником никто не следит.
    Поставив две свечки, я двинулся обратно в хостел. Шёл я через медицинский факультет Белградского университета, здание Скупщины, Конституционный суд и прочие правительственные здания, которые находятся на бульваре короля Александра. На том же бульваре я впервые обнаружил в Белграде обычный продуктовый универсам. Там я купил два яблока, полкило качкаваля (сербского сыра), небольшой кусок колбасы, печенье и хлеб, что вышло на 640 динар, то есть примерно на 273 рубля - вот и считайте, как вам белградские цены.
    Кроме того, около Площади Славии я набрёл на книжные ряды. Походив между лотками, я увидел отличную книжку – «Карманный сербско-русский словарь», изданный в Сербии. Естественно, я купил словарик, и он обошёлся мне примерно в 250 динар – то есть примерно в 106 рублей. Но ценность этого словаря в том, что такие книги в России – большая редкость. У нас, как вы сами знаете, легко купить английский, испанский, немецкий, французский словари, но куда труднее достать словарь менее популярного языка.
    Магазин, в котором я закупался, расположен совсем недалеко от площади Николы Пашича. На площади установлен и памятник самому Николе Пашичу – великому сербскому политику и дипломату. Ну, хотя бы его статуя выглядит более-менее пристойно – краска не облупилась, птичьего дерьма нету.
    Кстати, во время моего пути то ли до храма, то ли уже в хостел, я увидел очень интересную картину. Городской автобус сначала просигналил, а затем остановился далеко от остановки. Оказалось, что водитель увидел какого-то своего знакомого, просигналил именно ему и ждал, пока тот добежит до автобуса! И почему-то я уверен, что пассажиры не возмущались. Ну ещё бы, тебя везут бесплатно, а ты ещё возмущаться будешь, ха-ха.