viktorbobrov89 (viktorbobrov89) wrote,
viktorbobrov89

Сербия. День одиннадцатый. 1 мая 2014 года

Итак, наступил он – последний день моего путешествия в Сербию. Рано утром 2 мая, в пятницу, мне предстояло вылететь из аэропорта «Никола Тесла» в «Шереметьево». Таким образом, 1 мая стал лебединой песней моего сербского турне.
   Оставалось лишь где-то погулять ещё и сегодня. Игор посоветовал мне сходить в парк Ташмайдан, который находится недалеко от здания сербской Народной скупщины, а ещё ближе к Ташмайдану находится церковь святого Марка (построенная в XIV веке), одна из старейших сохранившихся в Сербии православных церквей.

Вот в церковь святого Марка я и зашёл первым делом. Церковь известна тем, что там находится гроб сербского царя Стефана Душана. На нижней, металлической части гроба выбиты слова и цифры: «Цар Душан. 1308-1355», а на металлической части стоит сам гроб с резьбой и небольшим портретом Душана.
   Выйдя из церкви святого Марка, я пошёл в сторону Ташмайдана и присел на одну из скамеек в парке. Сидел, грустил – ведь уже завтра всё это будет далеко от меня, а я буду далеко от Белграда.
   Пройдя от Ташмайдана по Белградской улице до Площади Славии, я свернул там на улицу короля Милана и по ней направился обратно в хостел. По пути я увидел первомайскую демонстрацию белградцев. Сотни людей шли по улице короля Милана. Среди толпы развевались десятки флагов политических партий, движений и профсоюзов. Барабанщики лупили в барабаны, а первый ряд демонстрантов нёс траснпарант с надписью на кириллице: «1 маj ниjе 1 април. Не шалите са радницима!», что переводится «1 мая – это не 1 апреля. Не шутите с рабочими». Вокруг демонстрантов передвигались полицейские, кое-где на тротуарах стояли и машины полиции.

Зайдя в хостел и пообедав, я решил в крайний раз прогуляться по Белградской крепости. Я вышел из нашего хостела на улицу и прошёл через Теразие и Кнез-Михайлову до Калемегдана. В крепости я быстро прогулялся вдоль артиллерийских орудий разных стран и эпох, выставленных чуть в стороне от танков, и двинул обратно в город. А уже в парке Калемегдан я увидел интересную картину – сербские старички играли в шахматы за специальным столиком, а рядом стояла группа подсказчиков (человек 6-7), причём среди них были и довольно молодые ребята. Вот такой сербский досуг мне очень понравился – и приятно, и полезно.

В районе Студенческой площади я впервые за всю поездку приобрёл карту «БусПлус», которой, по идее, нужно расплачиваться за проезд в общественном транспорте. Я подумал, что, когда поеду в автобусе до аэропорта, там могут появиться контролёры. Да и какая-то память о Белграде должна была остаться, не только же магнитики да шарфы «Црвены Звезды» и «Партизана». Карта обошлась мне в немаленькую сумму – 113 динар, или 48 рублей по курсу на тот день.
   Около четырёх часов дня я вернулся в хостел и больше уже не покидал его до самого отъезда. Администраторша Сашка уходила домой, на прощание мы обнялись и поцеловали друг друга в щёки три раза – по сербскому обычаю. Ещё я познакомился со словенкой по имени Нуша, которая приехала вместе со своими друзьями из Испании. При этом, мы общались через Игора – я говорил ему по-сербски, а он Нуше – по-английски, хотя словенский язык не так уж сильно отличается от сербского.
   Ну вот и пролетели последние часы моего пребывания в хостеле. Мой рейс вылетал в 5.20 утра, но в аэропорт нужно было приехать до полуночи, ибо автобусы не ходят с 0.00 до 6.00. Поэтому уже к девяти часам вечера я собрал все вещи. Сувениры, книги, ракию и прочее я аккуратно упаковал в сумку, купленную у китайцев.
   Игор, хоть и сменился в 4 часа дня, ждал моего отъезда, чтобы проводить меня. А администратором был уже Момир.

Итак, время 21.30, я выпиваю «на посошок» немного ракии, подтаскиваю сумку к выходу, фотографируюсь на память с Игором и Момиром, одеваюсь, прощаюсь с Момиром, и мы с Игором выходим на остановку «Зелени венац».

Вот он, автобус 72-го маршрута, возможно, тот же самый автобус, который привёз меня из Сурчина утром 21-го апреля.
   Мы с Игором расцеловались в щёки на прощание (в Сербии это не стрёмно, ничего зазорного в этом сербы не видят), я залез в автобус и сел на место. Вскоре мы тронулись в путь. «Икарус» ехал через Бранков мост, через блоки Нови-Београда, через Бежанийскую косу и далее – на Сурчин.

В аэропорту имени Николы Теслы на входе даже нет контроля. Я засел в одном из залов аэропорта и стал убивать время: изучал сербско-русский словарь, слонялся по аэропорту, слушал музыку через плеер. Не забыл я и сходить упаковать мою багажную сумку, что обошлось мне в 350 динар, то есть около 150 рублей.
   Ну вот, наконец, на часах перевалило за половину четвёртого, и началась регистрация на рейс до Москвы. Служащий на контроле спросил, куда я поеду дальше, уточнил, все ли запрещённые к провозу в салоне предметы я убрал в багаж, и выдал мне билет и квитанцию.
   Я прошёл в зал прилёта, в котором заплутал в день приезда в Сербию. Вскоре открылся наш «гейт», и трое сербских пограничников быстро провели нашу регистрацию – досмотрели на детекторе, забрали все наши паспорта, но штампы в них не ставили.
   Посадка на самолёт, рулёжка, взлёт – и всё, прощай, милая Сербия! Я вернусь сюда однозначно, и не один раз. Прекрасная, чудесная страна с превосходным народом. Этому народу ещё бы власть получше да экономику посильнее – и Сербия снова станет королём Балкан, я в этом почти не сомневаюсь.

Вскоре после моего отъезда из Сербии, а именно – 13 мая, на Балканах началось сильное наводнение, вызванное циклоном «Тамара». Наводнение продолжалось две недели. Сербия пострадала от наводнения больше всех – были затоплены города Шабац и Сремска-Митровица и многие посёлки и сёла. Погибло 27 человек, а ущерб от наводнения достиг примерно миллиарда евро. На помощь Сербии сразу же пришла Россия, отправившая на Балканы самолёты, вертолёты и личный состав МЧС.
   «Црвена Звезда» удержала победу в чемпионате Сербии 2013/14, «Партизан» финишировал вторым, «Ягодина» - третьей. Кубок страны завоевала «Войводина». Однако, «Црвене Звезде» не удалось сыграть в Лиге чемпионов следующего сезона. Дело в том, что в белградском клубе «Рад» к власти пришли фанаты команды из объединения «United Force». Они сразу же начали разгребать дела клуба и обнаружили, что «Звезда» ещё должна «Раду» около 50 миллионов долларов за трансферы игроков. «UF» подали в спортивный суд УЕФА иск на «Црвену Звезду», и «красно-белые» были лишены права участия в розыгрыше Лиги чемпионов сезона 2014/15. Место «Звезды» в Лиге занял «Партизан».
   Спустя некоторое время, почти все администраторы хостела, в котором я жил, ушли из него. Александра поехала на практику в Германию. Игор успешно окончил университет, но долго искал работу. Иван по-прежнему работает в хостеле и ждёт меня в гости.