Стремление объединяться, в принципе, больше присуще слабым либо ослабленным государственным образованиям. 13 колоний объединились в 1776 г. и создали государство, которое смогло нанести поражение Британской империи. Сброд из более чем 20 княжеств, герцогств и курфюршеств, ведомый Бисмарком, в течение всего 10 лет разбил Данию, Австрию и Францию. Объединённые страны с абсолютно разной политической ориентацией смогли уничтожить гитлеровскую Германию.
А в 1996 году Союзное государство создали Россия и Беларусь. Обе страны были ослаблены из-за распада СССР и последствий этого распада, причём
ещё неизвестно, кто пострадал больше. Создание Союзного государства было продиктовано политическими, экономическими и социальными факторами. Оно было выгодно и лидерам обеих стран, и бизнесменам, и простым людям.
С одной стороны, эка невидаль – союз, состоящий всего лишь из двух стран! С другой стороны, Союзное государство даже на настоящий момент превосходит территорию Европейского союза по территории в 4 раза, а по населению уступает в 3,31 раза. Про обеспеченность природными ресурсами и говорить не нужно.
Каких же результатов добились Россия и Беларусь за время почти 20-летнего существования их союза? Граница между странами действительно стала формальностью. Для въезда из страны в страну по-прежнему не нужен загранпаспорт. В течение 30 суток со дня прибытия в Беларусь россияне могут не регистрироваться. То же самое касается и белорусов, приезжающих в Россию. Степень интегрированности экономики вообще можно не упоминать – она всегда очень высока.
Но что дальше? О единых валюте, парламенте и суде говорят ещё с 1990-х годов, а воз и ныне там. Про «молочные войны», арест Баумгертнера, нефтяные пошлины мы вообще уже молчим – это лишний показатель того, что с нашим СГ не всё в порядке.
А последние события декабря 2014 года? Необъявленное восстановление таможенного досмотра белорусской стороной? Заявления президента Беларуси о необходимости ведения межгосударственных расчётов в «твёрдой валюте»? Получается, что Союзное государство действует только до пределов и масштабов, которые устраивают Лукашенко? Как-то всё это несерьёзно.
А что будет с союзом спустя лет 25-30, когда Путин и Лукашенко однозначно сойдут с политической сцены? А вдруг Союзное государство будет забыто за ненадобностью для политиков? Если в Беларуси к власти придут национально ориентированные силы, они вполне смогут порвать с Россией и прыгнуть в объятия ЕС. Какие же есть варианты развития российско-белорусской конфедерации? И ведь нужны такие варианты, при которых наш союз будет крепнуть, а не слабеть.
Возможно, одним из таких путей было бы создание единой валюты (например, «союзный рубль») и единого Центробанка. Это значительно упростило бы экономические взаимоотношения, избавило бы людей от постоянных обменов валюты, отвлечения внимания на курс российского рубля к белорусскому и т.д. Зато это стало бы большой потерей для банков обеих стран, особенно белорусских, значительную часть доходов которых составляет разница между покупкой и продажей валюты. Сравните «популярность» обменников в России и Беларуси: в России зачастую люди не помнят курс доллара и евро, а в Беларуси у обменников всегда многолюдно.
Впоследствии на союзный рубль могли бы перейти Казахстан, Армения, да и другие будущие члены ЕАС. Идея, может быть, и утопическая, но когда-то и Российская империя была утопией.
Вообще, СГ напоминает Польшу и Великое княжество Литовское времён Кревской унии: вроде бы как и союз, но не жёсткий. При этом, многие элементы общественной жизни (законы, правила, приёмы) унифицированы и без всяких межгосударственных договоров и соглашений. Но, опять же – что будет с Союзным государством через 20-25 лет, когда «личная уния» Лукашенко с российской властью станет историей? Смогут ли новые вожди России и Беларуси как минимум сохранить интеграционные достижения, а ещё лучше – преумножить их?
Лично я, как гражданин России и человек, любящий и Россию, и Беларусь, очень рассчитываю, что наш союз будет если не вечным, то очень долгоиграющим. Не нужно мне и включение Беларуси в состав России. Пусть Беларусь будет нашим братом, другом и верным союзником, но при этом независимым государством. Если уж Андорра и Сан-Марино сохраняют свою независимость на протяжении столетий, то уж Беларусь достойна этого ничуть не меньше.