viktorbobrov89 (viktorbobrov89) wrote,
viktorbobrov89
viktorbobrov89

Челябинская область, город Верхний Уфалей, 1 августа 2017 года

Оригинал взят у viktorbobrov89 в Челябинская область, город Верхний Уфалей, 1 августа 2017 года

 Побывать в Верхнем Уфалее я хотел давно, а конкретно стал предпринимать что-то с 2015 года. Дело в том, что именно в этом городе с ноября 1943 по июль 1944 года мой дед находился в танковой учебке, после которой отправился на фронт и воевал в Польше и Восточной Пруссии.

 Самая главная проблема для того, кто хочет съездить в Уфалей - транспортная. Из Екатеринбурга в этот город ходят электрички, но всего дважды в день - в 9.43 и 18.14 с железнодорожного вокзала. Есть поезда дальнего следования, проходящие через Уфалей, но только билет на них обойдётся вам рублей в 700 и больше. Вот электричкой на 9.43 я и поехал. Стоимость проезда - 166 рублей 80 копеек.

Я сфотографировал вагон электрички ещё на Екатеринбурге-Пассажирском. По городу электричка шла почти пустой, а вот на Ботанике, Уктусе и Керамике в вагоны набились десятки дачников-пенсионеров, многие из них стояли в тамбуре - мест не было. Электричка мне не очень понравилась - сиденья жёсткие, ноги толком девать некуда. Куда подевались обычные синие сиденья в советском стиле? На них и то куда комфортнее.

 Большинство дачников сошли ещё в Свердловской области, на станциях Мраморская и Полднёвая, так что к Верхнему Уфалею вагоны опять были заполнены едва ли на треть. По пути, кстати, было довольно красиво, как всегда на летнем Урале:

 В 12.22 электричка была на месте. Путь занял 2 часа 40 минут. Вот уфалейский вокзал:

 А вот старинное железнодорожное депо, построенное в конце XIX века:

 Дома неподалёку от вокзала:



 Ещё интересный домик - больше 90 лет ему, судя по надписи:


 Река Уфалейка сильно обмелела за последние годы:

 Какой же уральский заводской город без пруда? Без пруда не было бы и труда:

 Между прочим, пруд оборудован спасательным постом, двоих спасателей я видел сам. Далеко не в каждом российском городе есть такое.

 Вот и главное здание уфалейского музея. Первый этаж построен в 1870-е годы, второй надстроен в 1930-е:

 Второе здание, где находится и вход в музей, было построено в 1920-е годы, во времена НЭПа, и называлось "Магазин Мясникова". Немногие уральские города могут похвастаться сохранившимся постмодерном. А в годы войны в магазине Мясникова располодилась столовая 29-го учебного танкового полка, так что в этом здании мой дед точно побывал.

 Стоимость обзорной экскурсии - 100 рублей. Одиночное хождение без экскурсовода тут невозможно, к сожалению. Уфалейский музей небогат, но вполне себе симпатичен и имеет немало уникальных экспонатов. Вот неплохие картины:

 Целая комната посвящена одним лишь репрессированным:

 Схема производства никеля, сделанная умельцами с Уфалейникеля в начале 2000-х специально для музея:

 А изначально завод был Уральским и ниККелевым:

 Сейчас завод не просто переживает тяжёлые времена - он закрывается. Около 2 тысяч работников уже подверглись сокращению. Пока что на улицах Уфалея этого не заметить - особых отличий от других уральских городов я не увидел, какого-то большого числа алкашни и бомжей тоже не заметил. Впрочем, я не был в городе поздно вечером и в ночное время...

 Директорский стол достался музею с барского плеча:

Кстати, стол был куплен для директора ещё Уфалейского железоделательного завода в конце XIX века после страшного пожара, в котором сгорел почти весь посёлок. Разумеется, сгорела и деревянная мебель, которую нужно было чем-то заменить.

 Не никелем единым был жив Верхний Уфалей. Вот продукция завода "Уралэлемент":

Завод выпускает аккумуляторы и литий-ионные батареи. Многие из этих батарей побывали в глубинах мирового океана и в космосе.

 Один из жителей Снежинска очень любит путешествовать и рассказывать об этом землякам:



 Башкирская юрта. Башкиры - коренное население Уфалейского края. Они же сожгли завод и город во время восстания Пугачёва:

 На улице Каслинской сохранилось здание, где находился штаб 29-го утп:

 А в этом доме на улице Уфалейской когда-то был полковой клуб:

 Церковь Рождества Богородицы на улице Прямицына - новая, её построили в 1998 году. Все дореволюционные церкви Верхнего Уфалея были разрушены в 1930-х годах.


Изнутри я не стал фотографировать храм, но поверьте мне - он очень красивый. Стены в основном с синим фоном, хорошо прорисованы библейские сюжеты, в том числе Рождество и Успение Богородицы.

 Скульптура, между прочим, 1923 года! По эскизу Константина Клодта (1868-1928), внука более известного скульптора Петра Клодта:

 Один из самых необычных памятников Дмитрию Менделееву (он побывал в Верхнем Уфалее в 1899 году, если я только не ошибаюсь):

 Тут же - кафе в тренде:

 Ну и обычные уфалейские дома:



 И обычные уфалейцы:

 Сквер Победы просто никакой, вот тут кризис очень чувствуется:

 Зато рядом - детский парк с настоящей боевой техникой:





 Здание дворца культуры (главного, в городе их несколько) - ровесник Первой мировой войны. Модернистские окна выдают возраст, хотя издалека кажется, что это типичный советский ДК хрущёвской поры:

 В Уфалее, между прочим, есть кинотеатр, и график премьер несильно отстаёт от крупных городов. Цены, правда, тоже:

Здесь есть не только кинотеатр, но и обычный театр, ну то есть как раз-таки необычный, тем более для такого маленького города (27 тысяч человек сейчас числится в Верхнем Уфалее, а когда-то было и 40 тысяч):

 С гостиницами в городе напряжёнка, дешевле чем за 1500 рублей/сутки вам вряд ли что-то обломится. Поэтому и проблема с транспортом тем более актуальна. А вот пожрать в Верхнем Уфалее стоит недорого, чай и блинчик (офигенный по вкусу) обошлись мне в 34 рубля, в Екатеринбурге меньше чем за 60 рублей я бы их не нашёл.

 Ну вот самый центр Верхнего Уфалея - администрация и площадь:

 Симпатичненько:

 Ну вот и настало время ехать обратно. На моё счастье, рано утром - ещё перед отъездом из Екатеринбурга - я нашёл подходящую поездку на бла-бла-каре. Молодой парень на ВАЗ-2114 искал попутчиков от Нязепетровска до Екатеринбурга, отправление из Верхнего Уфалея значилось в 19.50. Всё так и получилось, в общем - лучше не придумаешь. Если бы не было бла-бла-кара, мне пришлось бы успеть обойти город за полтора часа, что было от прибытия моей электрички до отправления обратной. Либо меня ждала бы весёлая бессонная ночь на вокзале.

 Правда, обратный путь получился не очень быстрым - ехали через Касли, а затем по М-5, которая вся в мелких и крупных ремонтах. В центре Екатеринбурга мы были примерно в 22.30. Дорога обратно обошлась мне в 300 рублей. Вот как мы ехали:

 Путь через Полевской был бы быстрее, но дорога, как говорят, там просто ужасная. Поэтому в Екатеринбург лучше ехать через Касли. А вид из окна был примерно вот такой:

 По 10-балльной шкале я оценю Верхний Уфалей на твёрдую восьмёрку. Погулять по городу можно, рядом есть Нижний Уфалей (там тоже кое-что есть посмотреть), неподалёку - Нязепетровск, озёра Иткуль, Аракуль и другие. В конце концов, те же Касли совсем недалеко. Так что съездить в Уфалей вполне стоит. Лучше, конечно, быть на машине.

 Надеюсь, уфалейцы преодолеют экономические трудности и сделают свой город ещё лучше. Ведь сколько раз уже восстанавливался трудовой город за 256 лет своей истории!

Tags: Великая Отечественная война, Верхний Уфалей, Россия, Урал, Челябинская область, железная дорога, история, транспорт, туризм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments