viktorbobrov89 (viktorbobrov89) wrote,
viktorbobrov89
viktorbobrov89

Музей Уралмашзавода

Посетить музей самого известного уральского завода я собирался давно, но получилось у меня это только в начале декабря 2017 года.

Музей находится по адресу: улица Машиностроителей, дом 17, рядом с площадью Первой пятилетки. Добраться до музея можно на трамвае (недалеко от площади расположены два трамвайных кольца), троллейбусе, автобусе. Станция метро "Уралмаш" находится в 1,5 км к востоку от музея. Около здания музея есть и парковка для автомобилей.
Вход и экскурсия по музею УЗТМ остаются бесплатными, но записываться на экскурсию нужно заранее, и не за день-два до предполгаемого визита, а намного раньше.

Итак, Уралмаш. Этот завод был "дитём" первой пятилетки. Проектирование машиностроительного завода в Свердловске началось в 1926 году и было поручено инженеру Александру Банникову, который впоследствии стал начальником строительства (но не директором завода!).

Строить будущий завод начали к северу от тогдашнего Екатеринбурга, в таком же лесу, который тогда окружал весь город. Строительство началось в 1928 году, а в 1932 Банников умер в Москве, не дождавшись пуска завода. В том же 1932 году и тоже в Москве скончался главный инженер строящегося завода - Владимир Фидлер. Урна с прахом Александра Банникова сначала была захоронена на площади Первой пятилетки, там же первоначально был погребён и прах Владимира Фидлера -в общем, в Свердловске какое-то время был свой эдакий мавзолей.

В 1927 году началось сооружение полъездных путей к будущему заводу со стороны железнодорожной станции Свердловск-1. К ноябрю работы были закончены. Тогда все работы проводились под открытым небом. Люди рубили лес, выравнивали местность, вывозя тонны грунта. Телега, на которой вывозился грунт, называлась "грабарка". Соответственно, работников, которые выполняли эту операцию, прозвали грабарями.

Вот и сама грабарка, а также остальные немудрёные инструменты первых месяцев строительства:

Это предупреждение, видимо, какое-то время было актуально (ещё оставались НЭПовские традиции и более либеральное законодательство):

Поначалу завод был укомплектован импортным оборудованием, что явно не афишировалось в те далёкие годы. Да и иностранных специалистов на Уралмаше работало несколько сотен. Чаще всего это были инженеры из Германии.

Само собой, что на строительстве завода были заняты многие выходцы (или беженцы) из деревень. Само собой, что многие из них были неграмотны. Само собой, что одновременно с работами проводилась и кампания по ликвидации безграмотности.

Ещё один отголосок НЭПа - хозрасчётные боны. Не знаю, как долго они продержались на заводе, но, если верить данным музея, в 1931 году они вполне себе ходили и имели реальную ценность.

Ещё только кипело строительство цехов, а на Уралмаше уже возникло чугунно-литейное производство, давшее тогда и впоследствии немало интересных экземпляров:

Письмо Максима Горького на Уралмаш, написанное в 1934 году:

Вот примерно таким был немудрёный быт строителей завода:

То, что похоже на скалку - это вовсе не скалка, а гладилка для белья:

Примерно так выглядел Уралмашзавод в начале 1930-х годов - часть цехов уже под крышей и действующая, а часть ещё только строится. Такое было время, нужно было торопиться. Сейчас никому и в голову не придёт запускать полупостроенный завод.

Официально завод был пущен 15 июля 1933 года. Эта дата была выбрана отнюдь не просто так. Именно 15 июля, но только в 1919 году, Красная Армия заняла Екатеринбург во время разгрома армий Колчака. В 30-е годы эта дата ещё имела значение.

А уже в декабре 1933 года на заводе случился пожар - почти полностью сгорел кузнечно-прессовочный цех. Было осуждено 11 рабочих и специалистов завода, пятеро из которых были расстреляны в полном соответствии с духом времени. Кроме того, умерший в 1932 году Владимир Фидлер был объявлен вредителем, его прах извлекли из захоронения около завода. Прах Банникова тогда же был вмонтирован в новую стелу, которую вы видели на фотографии выше. Также в честь Банникова был установлен чугунный бюст, который впоследствии кто-то украл.

Разумеется, репрессии конца 1930-х годов не могли пройти мимо такого гиганта, как Уралмашзавод. Многие из руководителей завода, инженерного состава и рабочих были арестованы, а впоследствии - расстреляны или осуждены на долгие годы заключения. К примеру, в сентябре 1937 года был арестован директор завода Леонид Владимиров (его расстреляли в январе 1938-го).

Уралмашзавод начал производить прокатные станы, блюминги, дробилки, экскаваторы для тяжёлой промышленности СССР. В конце 1939 года директором завода стал молодой 35-летний Борис Глебович Музруков, уроженец нынешней Ленинградской области. В своё время он бывал в командировках на итальянских заводах "Ансальдо", где занимался приёмкой закупленной для СССР военной техники, в том числе будущего лидера эсминцев "Ташкент", который покрыл себя славой во время обороны Севастополя в 1942 году. Первоначально Музруков должен был стать только временно исполняющим обязанности, но выразил перед Сталиным своё несогласие с "временностью", упирая на то, что временный начальник ничего исправить не может (к продукции УЗТМ были претензии со стороны военного ведомства). В результате, Музруков стал сразу директором завода и занимал этот пост до 1947 года. Уже в 1940 году Уралмашзавод впервые выполнил государственный план по выпуску оборонной продукции.

Портрет Бориса Глебовича Музрукова:

Разумеется, две звезды Героя Социалистического труда Музруков получил не в 1939 году, а много позже. Но до этого была война. Она началась 22 июня 1941 года и потребовала от молодого директора и его завода напряжения всех возможных и невозможных сил. Уралмашзавод стал выпускать военную продукцию - танки Т-34, самоходки СУ-100, бронекорпуса для танков, авиабомбы и многое другое.

Вот образцы того, что выпускалось на УЗТМ в годы военного лихолетья:

Образцы брони для танков более крупным планом:

Уралмаш не только выпускал танки и самоходки - завод принял эвакуированное оборудование заводов западной части страны, а район принял тысячи эвакуированных граждан Союза. Тут Борис Музруков снова проявил лучшие человеческие качества - он предоставил свою просторную директорскую квартиру эвакуированным, а сам со своей семьёй переехал в простую коммуналку.

Ещё один успех Уралмашзавода в годы войны - изготовление пресса для авиационной фанеры, 100 тысяч тонн которой пошли на производство самолётов.

Лопасти самолётов тоже производили на УЗТМ:

Конструктор Уралмаша и участник Великой Отечественной войны Самарий Табакин создал из дерева композицию скульптур, посвящённых военным годам:


Уралмаш достойно показал себя и в тылу, и на войне. 15 заводчан стали Героями Советского Союза (в том числе занменитый разведчик-диверсант Николай Кузнецов). Ещё в 1939 году завод бал награждён орденом Ленина, а во время войны награды пошли одна за другой: в 1942 году - орден Трудового Красного знамени, в 1944 году - ещё два ордена Ленина, в 1945 году - орден Отечественной войны I степени и орден Красного знамени.

Война закончилась, нужно было возвращаться к мирной жизни. В 1946 году с конвейера Уралмашзавода сошла последняя самоходка СУ-100, которая сразу заняла место на памятном пьедестале. А в 1947 году Борис Музруков по решению правительства страны отправился в Челябинскую область на строительство комбината "Маяк". Свою первую звезду Героя Соцтруда Музруков получил в 1943 году на Уралмаше, а за "Маяк" он в 1949-м получил вторую звезду.

В 2005 году в сквере на пересечении улиц Ильича и Машиностроителей появился бюст Бориса Глебовича Музрукова:

После войны УЗТМ не только вернулся к производству экскаваторов, дробилок, прокатных станов и буровых платформ, но и начал осваивать такую новую для себя сферу, как товары народного потребления.

Вот, например, кухонная стенка от "Уралмаша". Ну кто из нас не видел таких на Урале и не только?

Не менее (а может быть, и более) знаменитая стиральная машинка "Малютка". Она выпускалась на "Уралмаше" с 1973 по приблизительно 1996 годы. Многие "Малютки" до сих пор остаются в строю. Первоначально машинка стоила всего 38 рублей, что составляло менее 1/4 обычной свердловской месячной зарплаты.

Выпускались на Уралмаше также и спортивные товары...

...и фирменные увесистые сувениры:

После войны жить становилось лучше, жить становилось веселее. С юмором заводчане высмеивали своих коллег-косячников:


Любителям опаздывать делали пропуска специального образца, которые не помещались в руку:

Вот примерно так выглядела квартира уралмашевца в 1950-60-е годы:

Но УЗТМ продолжал выпускать и мощные многотонные изделия. Вот, например, макет машины для газовой резки непрерывно литых слябов (толстых стальных заготовок):

Макет стана холодной прокатки:

Макет штамповочного пресса с усилием 7500 тонн для изготовления деталей из бериллия (этот металл используется как замедлитель нейторонов в атомных реакторах):

Если фирменным изделием Уралмаша в годы войны была самоходка СУ-100, то теперь это - шагающие экскаваторы. Вот макет одного из них:

В музее вам даже продемонстрируют, как же происходит "шагание" этой махины:

А вот макет одной из буровых платформ, изготовленных на Уралмашзаводе:

Уралмашзавод неоднократно получал подарки от других предприятий СССР, России и других государств. Вот часть из них:

Вот, например, подарок от Магнитки:

Бригада кузнецов УЗТМ увековечена на холсте: Борис Шелепов, Константин Ле, бригадир Александр Кордуков, Алексей Москвин, Владимир Ваньшинов, Иван Берсенёв, Владимир Эрер.

Директора завода разных лет:

Вот так сейчас выглядит сквер перед музеем Уралмашзавода:

А вот так он выглядел в самый радостный день ХХ века для нашей страны - 9 мая 1945 года:


Благодарю за внимание!

Tags: Великая Отечественная война, Екатеринбург, Россия, Свердловская область, Сталин, Урал, Уралмаш, история, музеи, туризм, экономика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments