viktorbobrov89 (viktorbobrov89) wrote,
viktorbobrov89
viktorbobrov89

Санкт-Петербург. Подводная лодка Д-2 "Народоволец"

В конце ноября - начале декабря я во второй раз за 2017 год и в третий раз в жизни побывал в Санкт-Петербурге. В первый же день каникул (29 ноября) мы с троюродным братом пошли в музей "Подводная лодка Д-5 "Народоволец".

Музей находится на Васильевском острове, как бы посередине между левыми краями Среднего и Малого проспектов, по адресу: Шкиперский проток, 10.

Ближайшая станция метро - "Приморская", но "Василеостровская" ненамного дальше. Гигантский корпус подводной лодки трудно не заметить даже издали:

Д-5 входит в комплекс Центрального военно-морского музея, равно как крейсер "Аврора", Кронштадтская крепость, Дорога жизни и другие объекты. Плата за посещение только одной подлодки составляет 300 рублей, но мы пришли в музей в последнюю среду ноября, а последняя среда каждого месяца в музее - это день бесплатного посещения, так что нам не пришлось ничего платить.

Подводная лодка Д-2 "Народоволец" строилась с 1927 по 1931 годы, она принадлежит к первому поколению подлодок советской эпохи. Таким образом, "Народовольцу" уже 90 лет, а он сохранился в прекрасном состоянии!

Вымпелы и водолазное снаряжение с Д-2:

Хотя лодка строилась спустя 10 лет после революций, для неё были использованы запасы металла ещё императорской России. Да ещё и вот такие рудименты царской эпохи остались. Ну неужели не "еръ" в слове "метрах"?

Кстати, после Гражданской войны в СССР оставалось всего 23 подводные лодки, из них лишь 10 числились в строю. Закладка семейства "Декабристов" стала только началом усиленного развёртывания подводной военной мощи СССР. Только в 1932 году было заложено 28 подлодок, в 1933-м - ещё 31 лодка.

Наверх не забраться и в перископ не посмотреть. А так желающих была бы масса.

В подлодке ооочень тесно, а уж каково было мне с ростом в почти 190 сантиметров... Я сбился со счёту, пытаясь подсчитать число ударов моей головы о различные вентили и части корпуса. И приготовьтесь перебираться из отсека в отсек как настоящие подводники - прыжком в люк:

"Народоволец" был спущен на воду 19 мая 1929 года. В 1933 году по свежепостроенному Беломорско-Балтийскому каналу лодка перешла в Белое море и в августе 1933 года вошла в состав Северной военной флотилии, получив обозначение "Д-2" только в 1934 году. На Севере лодка ходила до сентября 1939 года, но экипаж "Народовольца" отнюдь не прохлаждался на базах, а участвовал во множестве походов. Лодка трижды ходила на Новую Землю, побывала у берегов Медвежьего и Лофотенских островов, была у Шпицбергенской банки. В 1939 году "Народоволец" обеспечивал радиосвязью самолёт Владимира Коккинаки во время его полёта в Америку.

Койки матросов рядом с носовыми торпедными аппаратами, которых было шесть. Калибр торпед - 533 миллиметра.

А вот кормовые торпедные аппараты и опять же койки матросов. На корме "Народовольца" было два аппарата. А торпед имелось 14 штук. Время перезарядки одного торпедного аппарата - 40 (сорок!) минут.

Кроме торпед, Д-2 была вооружена 100-миллиметровой пушкой Б-24 со 121 снарядом, 45-мм полуавтоматической пушкой с 240 выстрелами, а также пулемётом. Экипаж подлодки насчитывал 53 человека, из которых 10 офицеров, 16 старшин и 27 матросов.

Шестой (дизельный) отсек подлодки. Впечатляет? Меня впечатлило. На каждом борту лодки был установлен дизельный двигатель мощностью 1100 лошадиных сил. Дизельные двигатели использовались для движения в надводном положении. Полный запас топлива в Д-2 составлял 116 тонн.

А вот в подводном положении "Народоволец", как и большинство его коллег той эпохи, использовал энергию электродвигателей. Эти двигатели питались вот такими огромными аккумуляторами (расположены на этаж ниже, чем дизельный отсек). Каждый из двух электродвигателей имел мощность в 525 лошадиных сил. Срок зарядки - 10 часов.

Итак, в 1923 году СССР располагал всего лишь 23 подлодками. К 1 сентября 1939 года их было уже 161, причём серия "Декабрист" стала чуть ли не самой старой. А на 22 июня 1941 года ВМФ СССР насчитывал 211 подводных лодок, из них 66 - на Балтийском флоте, 44 - на Черноморском, 16 - на Северном и целых 85 - на Тихоокеанском. Ещё 91 подлодка находилась в процессе постройки.

Глубиномер 1930-х годов с подводного минзага (не с Д-2, но в музее Д-2) - в метрах:

А вот глубомер тех же годов - в футах:

Как надо идти по жизни? Только "самый полный вперёд"!

Пластинка с записью побед подлодки Д-3 "Красногвардеец" - родной "сестры" Д-2. Д-3 была спущена на воду в том же 1929 году, но в годы войны сражалась в рядах Северного флота. Как видно, "Красногвардеец" быстро добился нескольких побед. Всего же Д-3 приписывается 9 потопленных кораблей противника и 1 самолёт. Летом 1942 года Д-3 не вернулась из очередного боевого похода.

А вот Д-2 совершила первый боевой поход в сентябре 1942 года, после выхода с ремонта и модернизации. В первом же походе лодка попалась в немецкие сети (противолодочные) и с трудом выбралась из западни - в течение двух ночей советские моряки рубили сети, а днём лодка погружалась. Наконец, "Народоволец" прорвался на свободу и у острова Борнхольм подстрелил свою первую жертву - немецкий транспорт. Ещё через несколько дней Д-2 повредила вражеский паром, на котором погибло свыше 600 немецких солдат и офицеров. "Народовольца" преследовали немецкие эсминцы и катера, на него сбросили 48 глубинных бомб, но лодка уцелела и вернулась в Ленинград, где её встречал лично главком ВМФ Николай Кузнецов.

Уйти от немецких моторов "Народовольцу" помогал  немецкий же дизельный мотор, произведённый фирмой MAN. Такой же двигатель был установлен и на лодке Д-1 "Декабрист". Эта лодка, кстати, тоже погибла, причём ещё в 1940 году на Северном море, и причины гибели не выяснены до конца по сей день. Погиб и Д-4 "Революционер" (на Чёрном море в 1943 году), и Д-6 "Якобинек" (его затопили в Севастополе в июне 1942 года). Так что кроме Д-2 из всего семейства "Декабристов" до победы дожила лишь подлодка Д-5 "Спартаковец" , воевавшая на Чёрном море.

А командиром "Народовольца" все военные годы был капитан 2-го ранга Роман Владимирович Линденберг. Вот как выглядела его каюта. Непритязательно, но всяко просторнее, чем у матросов и старшин:

А вот и он - флотский гальюн. Здесь как раз у моряков было преимущество перед пехотой. Это вам не в поле на ветру или в зимнюю стужу срать, или стоять в окопе под обстрелом и тужиться от вдруг навалившегося желания сходить по нужде. Это почти современный гальюн с привычным нам унитазом и смывом. Между прочим, на "Народовольце" имелся запас воды в 10 тонн, а дистилированной воды - 2 тонны. Дерьмо улетало за борт при продувке системы сжатым воздухом.

Систем связи на подводной лодке - великое множество. Демонстрирую одно из них, по радио:

У радиста - тоже блатное помещение:

На самый крайний случай была продумана даже специальная система связи перестукиванием:

После повреждений, полученных в первом боевом походе, "Народоволец" очень долго простоял в ремонтных доках. Следующий поход Д-2 состоялся в октябре 1944 года, а затем до конца войны лодка успела сходить в поход ещё дважды. Всего за годы Великой Отечественной Д-2 предприняла 12 атак на противника, потопив или повредив четыре вражеских транспортных корабля.

Рычаги дёргаются, лампы загораются - великолепная сохранность 90-летней подлодки! Конечно, далеко не все приборы и датчики сохранились с 1920-х годов, многие появились позже. Но аутентичная атмосфера воссоздана великолепно.

Одна из самых интересных подводных лодок Балтфлота - это "Лембит". Эта подлодка была построена в Британии для эстонского флота в 1936 году. В 1940 году "Лембит" вошёл в состав советского ВМФ, его экипаж составил 38 человек. Летом 1941-го "Лембит" участвовал в героическом прорыве Балтфлота из Таллина в Ленинград. Тогда из 225 кораблей погибло 62 - больше четверти, множество было повреждено. В дальнейшем "Лембит" пережил и пожар на борту, и столкновения с подлодками противника. Всего на счету "эстонца" 7 походов и два потопленных транспорта противника. Кроме того, на минах, выставленных "Лембитом", подорвались ещё четыре вражеских корабля. К концу войны подводная лодка "Лембит" стала Краснознамённой, а командир корабля Алексей Матиясевич был представлен к званию Героя Советского Союза, но так и не получил его. Лишь в 1995 году, спустя месяц после смерти подводника, он был удостоен звания Героя России. А "Лембит" тоже стал музеем и сейчас радует гостей эстонской столицы.

Вот на таких якорных минах подрывались немецкие и финские корабли в Балтийском море:

Всего же в годы Великой Отечественной войны немцы и их союзники потеряли на Балтике 280 боевых кораблей и 624 транспорта противника общим водоизмещением около 1,6 миллиона тонн (нами потоплена только часть, многие корабли - на счету кораблей и авиации союзников). Но и наши потери были очень большими: затонуло свыше сотни кораблей, погибло 56 тысяч балтийцев. В 1941 году войну встретила 161 советская подлодка. За годы Великой Отечественной в строй вступили ещё 58 подлодок. Но к 8 мая 1945 года в строю было только 165 подводных лодок, то есть мы потеряли на трёх флотах целых 54 подлодки.

А "Народовольцу" повезло - он избежал и потопления, и разрезания на металл. В 1956 году Д-2 стала тренировочным кораблём для обучения приёмам борьбы за живучесть судна. В 1989 году из лодки было решено сделать музей, и тогда же "Народоволец" обрёл прописку на Васильевском острове. Музей открылся в 1994 году.

Вечная память морякам Балтики, погибшим в боях за Ленинград и за всю нашу страну!

Tags: Балтийский флот, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, Санкт-Петербург, военно-морской флот, история, музеи, подводные лодки, транспорт, туризм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments