viktorbobrov89 (viktorbobrov89) wrote,
viktorbobrov89
viktorbobrov89

Санкт-Петербург. Музей железных дорог России

Первый день зимы я решил посвятить посещению свежеоткрытого железнодорожного музея на Балтийском вокзале Петербурга. Были у меня и другие планы на тот день, но пересилило то, что до конца 2017 года посещение музея было бесплатным для всех желающих. С 2018 года, по слухам, ценник должен был составить чуть ли не тысячу рублей за вход, но, конечно, всё оказалось скромнее: 300 рублей для взрослых и 100 рублей для школьников и пенсионеров.

Найти музей не составит для вас труда. Езжайте на Балтийский вокзал. Адрес - Библиотечный переулок, дом 4, корпус 2. Расстояние от станции метро "Балтийская" - около 300 метров. Музей работает со среды по воскресенье с 10.30 до 18.00.

Музей расположили в аутентичном здании, где ещё в середине XIX века было построено паровозное депо. Общая площадь зданий музея - 16 тысяч квадратных метров, а наружная экспозиция занимает почти 40 тысяч.

Вот так в 1910-е годы выглядели пригородные вагоны 2-го класса - видимо, это один из более популярных классов, наряду с 3-м:

А вот так выглядит почтовый вагон образца 1902 года:

Вагон 4-го класса для перевозки переселенцев, выпущен в 1899-1900 годах. В таких вагонах перевозили крестьян во время столыпинской аграрной реформы. Минимум удобств, возможность перевозки не только семьи и имущества, но даже и скота.

Это, конечно, уже несколько иной уровень - служебный салон-вагон с КВЖД. Выпускался с 1902 по 1904 годы.

Паровозы советской эпохи:

Вид снизу на грузовой паровоз Эр791-81, выпущенный в 1955 году:

Ух ты, какие мощные рессоры:

Ось и колёсная пара:

Модель рабочего с токарно-винторезным станком образца 1937 года. У меня в школе такие станки стояли (конец 1990-х):

Ну точно они, как можно забыть те уроки труда ))

Дизельный двигатель М787БР:

А эти красавцы - советские послевоенные тепловозы:

ТЭ2 выпускался с 1948 по 1955 годы в Харькове. Большинство тепловозов этой модели работали в Средней Азии, многие оказались в Монголии:

ТЭ5 - экспериментальный послевоенный паровоз, тоже изготовленный в Харькове, предназначавшийся для эксплуатации в условиях Севера. В серию не пошёл.

ТЭ10 "Стрела" - ещё один "харьковец", только более поздний, выпускался с 1961 по 1968 год. Эксплуатировался до 2006 года.

Этот тепловоз ТЭП70 узнает любой, кто ездит по направлению Екатеринбург-Егоршино, разве что у нас эти локомотивы чаще всего бордового цвета. Это старейшие из действующих в России тепловозов, они выпускались в Коломне с 1973 по 2007 годы. Кроме нашей страны, до сих пор эксплуатируются в Украине, Беларуси, Казахстане, Литве, Латвии и Эстонии.

Шикарный подарок из Чехословакии - пассажирский электровоз ЧС4, выпущен заводом "Шкода" в 1967 году. Такие электровозы работали в основном на юге России, в Поволжье и Украине (там они используются до сих пор).

А это уже наш электровоз - грузовой ВЛ23 (Владимир Ленин, осевая нагрузка 23 тонны), выпущенный в 1956 году на заводе в Новочеркасске. Такие локомотивы работали в основном в центральной России, использовались до 1990-х годов.

Ещё один привет из Чехословакии - пассажирский электровоз ЧС2. Эти электровозы выпускались специально для Советского Союза с 1955 по 1973 годы и использовались очень широко, кое-где они эксплуатируются и по сей день.

А это - опять уроженец Новочеркасска, грузовой электровоз ВЛ22м, последний представитель поколения так называемых "сурамских локомотивов". Выпускался с 1946 по 1958 годы, очень активно использовался у нас, на Свердловской железной дороге. Последние представители этой модели были списаны только в 2000-е годы.

В музее можно испытать и свои навыки машиниста. Это делается на тренажёре под руководством инструктора (в моём случае - инструкторши). В декабре я водил поезд бесплатно, теперь это стоит 150 рублей. Но не думаю, что деньги отобьют желание людей, стоящих в очереди к симулятору ))

Ещё один эксперментальный тепловоз - коломенский ТЭП80, выпущенный в 1990 году. 5 октября 1993 года он установил мировой рекорд по скорости пассажирских тепловозов, разогнавшись на линии Петербург-Москва до 271 км/час! Для меня самым удивительным была не скорость в день рекорда, а сама дата - спустя всего сутки после окончания октябрьской трагедии в Москве. К сожалению, мощь тепловоза не помогла ему пойти в серию.

Вагон знаменитого экспресса "Красная стрела", год выпуска вагона - 1994-й.

Шестиосный пассажирский ТЭП60 в своё время тоже ставил мировые рекорды, разогнавшись до 193 км/час. Но этот тепловоз был серийным, строился с 1960 аж по 1985 годы. Использовался в основном в европейской части СССР, до сих пор эксплуатируется в Беларуси. Кстати, в январе 2017 года паровоз такой модели загорелся на станции Колядичи (южная окраина Минска), а я в 2014 году несколько недель как раз работал в фирме, которая находилась в Колядичах. Земля круглая, это да.

ТЭ7 выпускался с 1956 по 1964 годы в Харькове, а затем в Луганске. Как и тепловоз сверху, больше всего использовался на магистралях европейской части Советского Союза. Ходил до середины 1990-х годов.

И ещё один чехословацкий тепловоз - пассажирский электровоз ЧС-1, выпускавшийся "Шкодой" в 1957-1960 годах. Очевидно, это первая модель чехословацкого тепловоза, произведённая для СССР. Экземпляр в петербургском музее - единственный из ЧС-1, сохранившийся в первончальном виде.

Послевоенный плацкартный вагон:

Чехословацкий скоростной пассажирский электровоз ЧС200, 12 таких локомотивов было изготовлено с 1974 по 1980 год. Они водили (и водят до сих пор) "Невский экспресс", ну и вообще используются на Октябрьской железной дороге. Конструкционная скорость ЧС200 - 220 км/час.

А это - знаменитый последний паровоз Страны Советов, коломенский пассажирский П36, он же "Генерал". Данный гигант выпущен в 1956 году. "Плакатный" паровоз, увековеченный во множестве ж/д музеев, на постаментах в качестве памятника, на почтовых марках некоторых стран. "Генерал" вышел из эксплуатации сравнительно быстро по сравнению с тепловозами - уже к концу 1970-х годов он перестал водить составы.

Завтра была война... Погрузка раненого в санитарный поезд.

1900 год, вагон-микст 2-го и 3-го класса. Вот какие интересные вагоны бывали.

Бестопочный паровоз 1928 года. Известен только его номер - 9305, даже модель непонятна.

Видали когда-нибудь автомотрисы? Это самоходный вагон. Сейчас их чаще называют рельсовыми автобусами. Данная автомотриса попала в СССР в качестве трофея, очевидно, из Германии. Между прочим, разгоняется до 110 км/час, хоть и выпущена в 1939 году.

Внутри одного из паровозов. Жуть, как можно запомнить, что, когда и куда нужно крутить, вертеть и вообще трогать?

Вагон-ледник начала ХХ века, предназначенный для перевозки сибирского масла - одного из главных экспортных товаров Российской империи в тот период.

Нефтяная цистерна образца 1905 года:

Паровозы Эш4444 были заказаны молодым Советским государством в Швеции в 1924 году в количестве аж 500 штук.

Трофейный финский паровоз Ткз1105. Финны выпустили 161 такой локомотив, из них 24 отдали нашей стране в 1940 году после окончания Зимней войны в качестве репараций.

Помимо экспозиции под крышей, в музее железных дорог России есть немало экспонатов, стоящих под открытым небом. И эти экспонаты тоже весьма интересны. Вот вам артиллерия:

А вот и знаменитый БЖРК - боевой железнодорожный ракетный комплекс, легендарное советское изобретение. БЖРК выглядел как обычный товарный состав, и его невозможно было отследить из космоса. В случае необходимости ракета быстро приводилась в боевое состояние - в течение трёх минут после получения приказа мог быть произведён выстрел.

Ну вот, наконец, и до Рижского завода добрались - пассажирский электровоз ЭР200 выпускался в столице Латвии с 1973 по 1992 годы. Конструкционная скорость электровоза - 200 км/час. Работал на железных дорогах до 2009 года, пока не был заменён "Сапсаном".

Эти бойцы железнодорожного фронта ещё только ждут своего постоянного места в музее...

Ещё два рижских красавца - знаменитые электровозы ЭР2, выпускавшиеся с 1962 по 1984 годы. Они составляли в своё время основную массу локомотивов советских пригородных электричек, на этих электропоездах ставилось множество технических экспериментов. До сих пор они экспулатируются в большинстве постсоветских стран, а для некоторых эксплуатантов (Грузия, Сербия) рижские электровозы (но не только ЭР2) до сих пор составляют основу пассажирского парка.

Ещё один хорошо знакомый уральцам локомотив - грузовой 2ТЭ121, выпускался в Луганске с 1978 по 1992 годы. Был несколько экспериментальным по своей сути, поэтому общее число изготовленных тепловозов не так уж высоко - 76 штук.

Ну и ещё какая-то непонятная спецтехника напоследок:

Ну что вам сказать, товарищи? Обязательно посетите железнодорожный музей, когда будете в Петербурге! Наверняка за это время в музее уже снова что-то изменилось, что-то добавилось. Ценник в музее не так уж сильно кусается, поэтому не пожалейте два-три часа своего времени, посмотрите вживую на историю железных дорог нашей огромной страны.

Спасибо за внимание!

Tags: Санкт-Петербург, железная дорога, история, музеи, транспорт, туризм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments