viktorbobrov89 (viktorbobrov89) wrote,
viktorbobrov89
viktorbobrov89

В некотором царстве, в Алапаевском государстве... Сказ про то, как пацаны всё-таки Алапаевск увидели

...После возрващения из Невьянского-Ключей и короткой остановки в районе Коптелово мы полным ходом пёрли на стольный град Алапаевского царства. Время уже поджимало, всё-таки август - это уже не июнь, темнеет раньше, времени сделать хорошие фотки - меньше.

Едва мы выехали с поворота на Коптелово-Костино-Невьянское и поехали прямо на север (до Алапаевска оставалось менее 14 километров), как "Калина" затряслась, забилась в истерике и наконец заглохла.

- Пацаны, бензин кончился, - сообщил Макс, посмотрев на приборы.

- Ахахахаха, хорошая шутка! - не поверил я сначала другу.

Но нет, всё так и оказалось - бензин просто весь вышел, до последней капли. Мы отогнали настрадавшуюся сегодня "Калину" на обочину и стали думать, что делать дальше.

А что тут можно было надумать? Сами виноваты, не заправились перед поездкой, намотали несколько десятков километров, долго колесили по всяким пикулям в районе Невьняского. На одной только пробуксовке в грязи у левого берега Нейвы сколько бензина потратили!.. Ну ладно, уныние - смертный грех, нужно было выпутываться из ситуации. А как выпутываться? Канистры у нас с собой не было, то есть смысла бежать около 10 километров до заправки и потом столько же обратно - не было смысла. Теоретически можно было бы вернуться до Коптелово, там мы проезжали мимо какой-то эрзац-заправки. Только канистры-то всё равно нет, да и работает ли заправка - тоже было непонятно. Деньги есть, да. А что толку от них?..

Тут нам улыбнулся Бог, улыбнулся в первый раз - послал иномарку с 86-м регионом. За рулём машины оказался таджик из Режа. Он увидел стоящего на обочине Макса и остановился, чтобы помочь земляку. Но у таджика с собой канистры тоже не было, не оказалось в его машине и троса, чтобы дотащить нас до заправки. Пришлось нам пожелать доброму гастарбайтеру удачи и попрощаться.

Что же делать дальше? Звонить знакомым? Как назло, в Алапаевске у нас никого нет. Я уже хотел позвонить на один небезразличный мне номер, но хозяйка этого номера, скорее всего, опять проигнорировала бы меня, да и непосредственно сама она помочь никак не могла - живёт в Екатеринбурге.

Я решил воспользоваться оружием, благодаря которому этой весной и прошлой осенью немало сотен километров накатал по Уралу, Поволжью и Кавказу - встал у обочины с вытянутой рукой. Давно замечено: надо искренне очень желать, чтобы тебя заметили. И рука должна быть вытянутой, а не протянутой, разница есть. Конечно, нам благоприятствовало то, что ещё был светлый день, мы были хорошо видны, и трафик на дороге был хороший.

Ангел-хранитель снова нёсся к нам со всей возможной скоростью. На этот раз он принял обличье водителя маленького УАЗика. "Батон" с кузовом остановился позади нас, я подошёл к окну. За рулём сидел ангел под видом мужчины лет 30-32 типичного рабоче-крестьянского облика.

- Чё случилось, пацаны? - спросил он.

- Да бензин кончился, не успели до Алапаевска доехать.

- Ну давай сольём вам немножко, полторашка хотя бы есть у вас?

- Есть, есть, - подтвердили подошедшие Макс и Миха.

Слава Богу, что в Невьянском Миха купил полторашку газировки, мы даже выпить-то её не успели. Быстро сделали здесь же по нескольку глотков, чтоб добро не пропадало, вылили оставшееся на траву и отдали ангелу. Тот вышел из машины на одной ноге и на костыле. Что интересно, на "батоне" не было знака "инвалид". Напарник водителя тоже вышел.

Наш спаситель достал заранее припасённый шланг, протёр его тряпкой, открыл бензобак и быстро "соснул". Ррраз! - и бензин хлынул в полторашку. Она набралась почти полная, пока бензин шёл. Господи, как же повезло, что УАЗик тоже ездит на 92-м. Оказался бы он какой-нибудь дизельный - и приплыли бы.

Полторашка набрана, теперь нужно было слить бензин уже в бак "Калины". То же самое: быстро "соснуть" и вставить шланг в бак. Процесс занял буквально несколько секунд.

- Спасибо большое! Вы откуда, ребята? - спросил я у нашего ангела-хранителя.

- С Коптелово, - ответил он, садясь в свою машину.

- Хорошее село, - с улыбкой резюмировал я.

- Сколько мы должны вам? - спросил справедливый Миха.

- Да брось ты, - отмахнулся водитель "батона".

- Ну хоть сигарет возьмите, - упросил Мишка второго нашего помощника. Взяли ))

От нашей остановки на трассе до возобновления движения прошло самое большое полчаса. Я не помню, когда последний раз мне удавалось так быстро выпутаться из очередной джопы на жизненном пути.

Конечно, это была ещё не победа. Полтора литра бенза в баке - это, прямо скажем, негусто. Машина еле-еле завелась с толкача (ну нам уже было не привыкать), да и потом постоянно чихала, троила и что только не делала. Нажимать на педаль газа вообще было нельзя, "Калина" сразу глохла. В конце концов Макс просто поставил вторую скорость, и десяток километров мы ехали вот так:

Было, конечно, стыдно и неудобно, особенно перед водителями грузовиков, которым приходилось совершать из-за нас довольно опасные обгоны. Как бы то ни было, минут за 15 мы добрались до столицы Алапаевского царства-государства:

Вот вскоре после вывески уже была заправка. На подъезде к ней мы увидели, что на АЗС стоит только какой-то бензовоз.

- Ах блин, да заправка сама заправляется, закрыта наверняка, - ругнулся Макс.

- Заезжай, мы лучше подождём его, мы ведь не знаем, докатимся ли до следующей, - резонно заметил я.

Макс повернул вправо, мы вкатились на станцию, и там увидели, что бензозаправщик не сливает своё содержимое, а, наоборот, сам пополняет запасы, и заправка работает. Ну слава Богу... Хотя бы с деньгами у нас в тот день проблем не было, мы скинулись на топливо и Макс заправил в тачку около 15 литров.

Ох, как хорошо завелась "Калина" после кормёжки, да как она хорошо поехала... Вжух! - и вот мы уже в посёлке Заря, на северо-восточной окраине Алапаевска. Этот посёлок непосредственно примыкает к Алапаевску, границу между ними не различишь. Почему Зарю всё ещё не включили в состав столицы царства? Это же почти тысяча человек населения. Власти смогут устроить месячный хайп, рапортуя, что население Алапаевска снова растёт и вообще Россиюшка с колен подымается.

А заехали мы в Зарю вот зачем - хотели посмотреть местный аэропорт. Посмотрели, но только на расстоянии:

Между прочим, в советские годы из Уктуса до Алапаевска самолёты Ан-2 летали ежедневно. В 1989 году, например, было два рейса в день - в 7.55 и 11.15, стоимость билета - 7 рублей. Оба рейса летали с промежуточной посадкой в Петрокаменском, в Алапаевск они прибывали соответственно в 9.15 и 12.35. Во было время!.. В 1996 году полёты в Алапаевск ещё совершались, когда они окончательно прекратились - пока не знаю. Ныне аэродром в Заре используется для тренировок авиаторов МЧС.

Ну и ещё. Расстояние полёта по маршруту Уктус-Петрокаменское-Алапаевск выходило 180 километров. В грузинском городе Амбролаури (край Рача-Лечхуми) в 2017 году открылся аэропорт, подобный алапаевскому. В него прилетают самолёты малой авиации из Натахтари (маленький город в крае Мцхета-Мтианети, там ещё хорошее пиво делают и газировку). Расстояние между городами по прямой - около 150 километров, плюс наверняка самолёты делают небольшой крюк, чтобы не задевать территорию Южной Осетии. Стоимость перелёта в Амбролаури (в один конец) - 50 лари, что сегодня составляет 1330 рублей. Вы готовы платить такие деньги за полёт из Екатеринбурга в Алапаевск? Думаю, желающие нашлись бы. Тем более, что рейсы можно делать не ежедневными, а 2-3 в неделю, чтобы самолёт набирался всегда полный. Ну и конечно делать одну, а то и две пересадки для увеличения трафика. Идёт ведь поезд из Екатеринбурга в Алапаевск, а дальше на Сосьву - вот пусть и самолёт после Алапаевска летит в Сосьву, Таборы или Ивдель (условно). Ладно, это всё фантазии конечно...

Дорога к аэропорту очень хорошего качества:

На самой окраине Алапаевска, совсем рядом с Зарёй, стоит Екатерининская церковь. Красота редкого масштаба...

Мы с Максом зашли в церковь, я сразу поставил свечку и поблагодарил Господа, что помог нам выбраться сразу из двух передряг: бездорожья в Невьянском и нехватке бензина на трассе. Ну и позволил себе немного поумничать:

От окраины Алапаевска мы передислоцировались в самый центр города. Тачку бросили на улице Павлова, возле вот этого дома:

Дом оказался не простым, а связанным аж с китайцами:

Напротив исторического квартала - обычные хрущёвки:

Алапаевский дом культуры. Тоже знаковое для меня место.

А почему знаковое? Да вот почему:

В Алапаевском районе родились 18 будущих Героев Советского Союза. Воевал на фронте и Иван Самойлов - будущий отец Нижнесинячихинского музея. В Режевском районе звания Героев получили всего два человека, но из нашего района и мобилизовано было в четыре раза меньше людей.

Да, вот следы ремонтных работ:

Пока мы были около дома культуры, куда-то запропастился Миха.
После ДК мы зашли в книжный магазин на первом этаще серой хрущёвки, что двумя кадрами выше. В книжном я купил магнит за 26 рублей и газету "Алапаевская искра" за 22 (вроде бы) рубля. Путеводителей по району в магазине не оказалось, только карты. Считала продавщица на счётах ))

Вот так, кстати, выглядит главная газета Алапаевска:

Между прочим, газета весьма качественная - сам того не ожидал. Мало того, что "Алапаевской искре" скоро будет сто лет, так ещё и марку она держит неплохо. "АИ" выходит теперь раз в неделю, зато номер - целых 36 страниц, правда, из них треть составляет межрайонное приложение "Регион". Кстати говоря, приложение это алапаевцы делают совместно с нашей "Режевской вестью" уже лет эдак 25. Раньше "Регион" делала триада, но лет эдак 10-12 назад артёмовская газета "Егоршинский рабочий" решила пойти своим оригинальным путём и наплевала на многолетнюю дружбу с соседними районками.
Так вот, тираж у "Алапаевской искры" сейчас 6,5 тысяч, цена подписки на полугодие - от 390 до 660 рублей. Масса объявлений, как и в нашей "Режевской вести". Но "Искра" - цветная газета, да и в целом она поинтереснее. Конечно, и Алапаевское царство больше Режевского, там в два с лишним раза больше населённых пунктов.

Река Алапаиха, мост по улице Ленина. Вот на берегах Алапаихи в 1639 году и было основано поселение, ставшее впоследствии крутым городом. Конечно, алапаевцы немного лукавят, когда пишут своему городу такой год рождения, потому как завод здесь был построен в 1702 году, когда, возможно, и того поселения на Алапаихе уже не было. Вообще, вопрос, когда кто как отсчитывает возраст города (даже когда даты хорошо известны) - весьма спорный. Если б Реж действовал по-алапаевски, то мог бы считать годом основания города 1680-й, когда впервые упоминается деревня Кочнева, ныне ставшая частью города. Екатеринбург таким макаром тоже может стать лет на 20 помладше - первые заводы на нынешней территории города появились в начале XVIII века или даже в конце XVII. В общем, пусть алапаевцы сами думают, насколько то поселение на Алапаихе можно считать связанным с историей всего города.

Обмелела Алапаиха, конечно, жесть как...

Какие-то старющие постройки вдоль железнодорожной линии...

Пыхтит, работает маневровый тепловоз:

Движуха в центре города:

Вот мы и подошли к ещё одному приметному для моей семьи месту:


Свято-Троицкий храм был построен в 1702 году, изначально он был намного меньше, но постепенно обрастал приделами. В 1912 году храм стал собором, а в 1918 году здесь находились останки Алапаевских мучеников - многострадальной великой княгни Елизаветы Фёдоровны и семерых её спутников и спутниц. Отсюда же в 1919 году гробы с останками мучеников были увезены на Дальний Восток...

Вот и памятник Елизавете Фёдоровне. Его открыли в прошлом году. Несчастная женщина, за что Господь послал ей так много испытаний? По крови немка, сестра нашей императрицы Александры. Её выдали замуж за великого князя Сергея Александровича. Он, как известно, больше предпочитал общество красавцев-адъютантов, нежели общество жены. Князя убили террористы, княгиня осталась вдовой. Своих детей у неё не было, но она с мужем воспитывала двух приёмных. Благотворительная деятельность, госпитали Первой мировой войны, помощь раненым, заботы о создании завода по изготовлению протезов... И вот такая кончина.

Алапаевск прошёл по моей семьи тонкой, но крепкой линией по обеим сторонам. В 1942-1943 годах здесь был мой дед (отец моей матери), а в 1997 году тут побывал и мой папа:

И вот спустя 21 год после отца в Троицком соборе побывал и я:

Отец умер в 2009 году, когда-то не станет и меня... А собор будет. И Россия будет. МЫ - будем!

...Алапаевское царство может похвастаться даже кинотеатрами. Завидую белой завистью, но с примесью чёрной - что, в самом деле, Реж запомоенный какой-то? Населения столько же, сколько в Алапаевске, к Екатеринбургу мы вдвое ближе, а кинотеатра у нас нет, хотя дворцов культуры целых три, причём в "Металлурге" недавно сделали какой-то недешёвый ремонт.

Пока мы фотографировали храм, вернулся Миха. Оказывается, это он так ходил за сигаретами - полчаса не мог нигде купить.

Объединённой троицей мы пошли на север по улице Ленина, в микрорайон, который так и называется - Северный:

Алапаевские каааты:

Алапаевские девчонки и их ноги:

Тротуары в Алапаевске тоже недавно подремонтировали, как и в Реже:

Напольная школа, где находилась в заточении Елизавета Фёдоровна. Напольная - потому, что на поле:

Юридическая помощь, видать, не помогает - хлеб защищается решёткой:

Алапаевская больница - близнец режевского Медгородка:

Автовокзал в Алапаевске расположен довольно далеко от вокзала железнодорожного:

Возле автовокзала мы прошли на улицу Красной армии и по ней двинулись обратно в центр города.

Прикольное сочетание старого и нового:

Тоже интересненько:

Вот мы подошли к "правительственному кварталу" Алапаевского царства. Вот военкомат, сразу за ним - полиция:

Вот кот:

Это вроде как отделение ФСБ.

Здесь уже повеселее - пиво и сауна. Только девочек не хватает.

Собаки на том же мосту через Нейву, только уже на другой стороне:

Остатки молотового цеха Алапаевского металлургического завода. Цех был построен в 1704 году.

Это уже снова улица Павлова. Шахматный клуб! В Реже - "Гамбит" (он ещё хоть существует?), а в Алапаевске - "Каисса". Что за Каисса?

Вот и железнодорожный вокзал Алапаевска. Отсюда поезда ходят в трёх направлениях - на Екатеринбург, Нижний Тагил и Сосьву.

Пара слов о вокзале. Субтитры - для моих друзей из Сербии:

Уже совсем стемнело, фотки стали плохими. Пора было возвращаться в своё царство. Я решил ещё заехать в микрорайон Станкостроителей, это на юго-восточной окраине Алапаевска. Кстати, хотя Алапаевск меньше Режа (25 квадратных километров против 33), то, с учётом равной численности людей, плотность населения здесь намного выше. А как было лет 20-30 назад, когда в Алапаевске жило за полтинник народу? Даже девятиэтажек здесь намного больше. Во сколько раз больше? Не знаю. Вот сколько всего их в Алапаевске есть - вот во столько раз и больше, потому что в Реже всего одна девятиэтажка )) Кстати, и маршрутов общественного транспорта здесь больше - пять основных и ещё сколько-то малопопулярных. Проезд вроде бы 18 рублей, как и в Реже. Ох, в каком же богатом крае мы живём! В Грозном - столице республики - проезд дешевле, чем в районных центрах Свердловской области.
Районы в Алапаевске тоже прилегают друг к другу довольно плотно. Это вам не Реж, который раскинулся вдоль пруда, как кошка после обеда - две лапы туда, хвост сюда, ещё лапу туда, ещё лапу сюда... У нас чётко: Семь Ветров плюс частный сектор (Кочнево) - на левом берегу Режа, Гавань плюс частный сектор (Аулы) - на правом берегу, Вокзал с прилегающим частным сектором - уже неважно на каком берегу (тоже на правом), плюс более далёкие Шестой участок (опять же с частным сектором - Быстринским) и Первомайка (когда-то тоже с частным сектором)! Районирование в Реже чёткое, невозможно спутать один микрорайон с другим. Тяжело лишь выделить Центр от Семи ветров, но центр почему центром-то стал? Да потому что администрация там, почтамт, ФМС и налоговая. Ну и я там живу, конечно )) И моя пятая школа там. Перенеси всю эту властную хрень на правый берег Режа - там центр и будет, пусть и не сразу.
А в Алапаевске границы между районами менее чёткие. Ну да, вот есть Алапаиха и Нейва, они как-то разделяют. А большие массивы на обоих берегах Алапаихи, они-то как делятся? Ну ладно, алапаевцам виднее, уж разберутся как-нибудь.

Разговорился я чё-та... ДК станкостроительного завода. Здесь же и полицейский опорный пункт, и наверняка какой-то избирательный участок.

Тут же - и сам завод. Он хоть работает ещё во славу Алапаевского царства?

Пахнет 1930-ми годами. Вроде бы станкостроительный завод тогда и строился.

Ну всё, поехали домой! Напоследок мы остановились знака на въезде в Алапаевск.

Это чё за штурвал? Он, кстати, не крутится нифига. Ну понятно, что сюда приезжают алапаевские новобрачные. Изначально, как я понимаю, здесь хотели отобразить металлургическое производство.

По уже накатанной за тот день дорожке мы поехали домой. Уже на границе Алапаевского царства (где-то около Деево) местные опричники с буквами "ДПС" на борту поехали за нами и включили мигалку - стоять-бояться, мол!

Стоим, боимся. К "Калине" подошёл инспектор, представился. Макс предъявил документы.

- Багажник откройте, пожалуйста! - попросил полицейский.

Макс открыл. Миха зачем-то вышел из машины, а я зачем-то остался сидеть на месте рядом с водительским.

- Габариты у вас не горят, фара вот разбита... Куда ездили-то? - допытывался ДПСник, посмотрев багажник.

- Да мы вот по бездорожью ехали, там и сломали всё... Ницу пытались найти, - объяснил Макс. - Мы эти, как его... Краеведы!

- Хорошо, езжайте, счастливого пути! - пожелал нам полицейский, и мы рванули дальше.

Меньше чем через полчаса "Калина" уже катилась по родным режевским улицам. На душе было только одно: ликование. Наконец-то я побывал в Алапаевске. Полтора года хотел это сделать! На 2018 год я себе даже записал такую цель, она стала 6-й по счёту в общем списке (всего их там пока семнадцать). Цель выполнена, идём дальше! Но в Алапаевском царстве я побываю ещё не раз. Я ведь пока толком не изучил сам Алапаевск, не катался на узкоколейной железной дороге, не был в музеях Нижней Синячихи, Коптелово, Арамашево... Да, вот в чём Алапаевское царство явно сильнее, так это в музейном деле: их тут 14 (по моим подсчётам), а в нашем царстве - всего три. Есть куда стремиться!

Зато у нас горы выше и пейзаж разнообразнее. Алапаевск  - более низменный город (высота центра 135 метров против режевских 190 метров). Да и вообще у Алапаевского царства больше эдакого сибирского духа - ровные поля и леса, да и холоднее здесь явно.

Спасибо за внимание! А Алапаевску - долгая лета и процветания!

Tags: Алапаевский район, Реж, Россия, Свердловская область, Урал, история, магазины, менталитет, природа, русские, транспорт, туризм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments