viktorbobrov89 (viktorbobrov89) wrote,
viktorbobrov89
viktorbobrov89

Category:

Белград. Районы Савамала, Калемегдан и Дорчол. 26 апреля 2019 года

Утром 26 апреля я проснулся, быстро собрался и вышел из своего хостела возле Белградской ярмарки на трамвайную остановку. Проехать нужно было всего ничего - 2-3 километра до автовокзала БАС.

Народу на БАСе была тьма - сербы массово ехали на отдых на пасхальные выходные. Мне требовалось купить билет до посёлка Доньи-Милановац в восточной Сербии. Подходящие мне автобусы отходили в 9 утра и в час дня. В кассах я оказался около 8.30, и каково же было моё удивление, когда кассирша сообщила, что в автобусе на 9 утра свободных мест уже нет! Что ж пришлось взять билет на автобус отправлением в 13 часов (1440 динаров, то есть 895 рублей), и теперь нужно было чем-то заняться четыре часа до отправления автобуса.

Я решил прогуляться вдоль берега Савы и Дуная, заценить район Дорчол - один из старейших в Белграде, но почти нехоженный мною. Начал я, впрочем, с улицы Караджорджевой, которая тянется вдоль берега Савы и находится в районе Савамала.

Отделение какого-то банка, построено вроде бы в конце XIX века. Теперь там находится офис компании "Геозавод". Совсем рядом проходит строительство нового района "Белград на воде". Так что здание могут и снести.

Кафана "СФРЮ" на улице Кральевича Марка. Атмосферненько.

Один из старинных домов Савамалы, приговорённый к сносу для расчистки площади под "Белград на воде":

Под Бранковым мостом:

Не один человек погиб в районе моста - кто-то разбился на машине или мотоцикле, кого-то убили в драке:

Это уже возле Калемегдана. "Кула Небойша", или Башня Небойши. "Небойша" - то бишь "не боится", что-то типа нашего "небось". В башне я побывал ещё пять лет назад, во время первой своей поездки в Сербию.

Вид на Калемегдан - крепость и парк. Как обычно, в парке было много бегунов, собачников и просто гуляющих людей, чаще всего возрастных.

Обойдя Калемегдан, я по бульвару войводе Бойовича вышел на Воздухоплавательную академию с характерным памятником возле корпуса. Практически наискосок от академии, по улице цара Душана, 10, находится старейший из сохранившихся в Белграде домов (гражданской архитектуры), построенный в конце XVII века австрийцами. Но, увы, на перекрёстке сразу после академии я свернул на улицу Тадеуша Костюшко - в сторону Дуная.

Ну вот и Дорчол с его типичным пейзажем - железнодорожной линией, которая шла вдоль берега Дуная к вокзалу "Белград-Главный". Теперь поезда здесь больше не ходят. А дома прикольные, из них ведь открывается прекрасный вид на Саву, Дунай, Белград и окрестные города.

Бывшая станция "Београд - Доньи-град" (то бишь нижний город):

Судя по сваленным шпалам, железнодорожные пути всё-таки потихоньку разбирают:

Но путей сохранилось ещё много. Представляю, как жарко было здесь в 1914 и 1915 году, когда австрийцы ежедневно обстреливали Дорчол, а особенно - берег Дуная:

А вот и Панчевский мост, с очередного ракурса. Я уже подробно рассказывал про этот мост, повторяться не буду, можете глянуть мой же пост 2017 года (https://viktorbobrov89.livejournal.com/36746.html), с тех пор ничего не изменилось.

Вдоль берега Дуная оборудована прогулочная зона с велодорожками. Здесь есть и скамейки, бегают такие же бегуны, как на Калемегдане. Пока я стоял и фоткал, одна из бегуний спросила у меня, сколько времени. Я ответил на сербском, но женщина тут же переспросила на русском - сразу выкупила меня, это далеко не всем сербам удаётся.


Видяху тоже заснял на память:

Дальше я забрёл в индустриальную зону Дорчола. Вот ТЭЦ с цыганскими домишками через дорогу:

А это - элеватор ("житомлин" по-сербски), находящийся рядом с торговым речным портом "Дунав" (туда я уже не пошёл). Как сказали разговорчивые охранники, скоро его снесут, а на этом месте построят... гостиницу! Охранники кстати спокойно разрешили всё фоткать и вообще были настроены дружелюбно, респектуя мне, что знаю сербский и шарю в Сербии. По словам стражей, крупнейший в Сербии элеватор находится в Панчево.

Из района ТЭЦ и элеватора я вернулся на улицу Дунавску. На перекрёстке с улицей Кнегине Льубице я наткнулся на троллейбусное депо, где белградские ремонтники возились с троллейбусами разных моделей.

Писулька на стенах возле депо от какого-то тонкого ценителя русского языка:

Словенский грузовичок "Тамич" (по названию автозавода ТАМ - Tovarna avtomobilov Maribor) - симпатичная и неприхотливая машина, до сих пор бороздящая улицы всех стран бывшей Югославии. Эти симпатяги ещё попадутся мне в дальнейшем путешествии по Сербии.

Как раз в районе встречи с грузовиками я свернул на улицу Клемансо. Победитель в Первой мировой войне, борец со смертной казнью и борец за 8-часовой рабочий день... Неординарная личность, одна из заметнейших в ХХ веке.

С такого ракурса улицу Клемансо трудно отличить от России:

Церковь святого Александра Невского на улице Цара Душана. Была построена в честь русских добровольцев, сражавшихся за Сербию в 1876 году. Правда, строительство самой церкви затянулось: первую церковь снесли вскоре после постройки, а вторую освятили ещё в 1912 году, но завершилось строительство лишь в 1930-м.

Здание Первой белградской гимназии. Построено в 1930-е годы. Сама же гимназия на столетие старше.

Вот ещё дома на улице Цара Душана:

Этот домик вроде уже видел 23-го апреля...

Угол улиц Риге од Фере и Господар Йованова:

А вот и памятник самому Риге од Фере, или, по-русски, Ригасу Фереасу - греческому поэту и революционеру XVIII века, казнённому в Белградской крепости в 1798 году.

Граффити в честь Радована Караджича:

Двор Соборной церкви на улице Симе Марковича и старый тис подле церкви:

Резиденция патриарха Сербского находится сразу напротив Соборной церкви:

Чуть в сторону - конак княгини Любицы, жены князя Милана Обреновича. Дворцу почти два столетия - он построен в 1830 году. Оцените скромность балканских королей-царей.

Обиличев-венац, здание, в котором располагается информационное агентство "Танюг" (к Танюхам никакого отношения не имеет). Здание было построено в 1937 году. В 1941-1944 годах в этом здании располагалась недичевская полиция и тюрьма, где были загублены многие борцы за свободу Югославии. А после войны здесь расположилась уже югославская спецслужба ОЗНА ("ОЗНА све дозна" - "ОЗНА всё узнает"), а журналисты "Танюга" живут здесь с 1960-х годов.

И вот опять Бранков мост. Он, кстати, построен в 1953-1956 годах:

Немножко белградского уличного искусства. "Сигурност" - это страхование.

Примерно в 12.30 я снова был на автовокзале БАС и вскоре прошёл на посадку. Автобус до Доньи-Милановаца (а, точнее, до Кладово через Милановац) был забит под завязку, многие люди ехали стоя. Да, Пасха в Сербии - она такая. Ну, собственно, я специально и подгадал свой отпуск, чтобы быть в Сербии во время Пасхи.

Спасибо за внимание! Продолжение следует!

Tags: Белград, Дорчол, Дунай, Сербия, история, транспорт, туризм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments