Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

Дорчол - твердыня Партизана

Если кто ещё не в курсе, белградский район Дорчол - это оплот фанатов Партизана. Не знаю, как так получилось, географически это трудно объяснить - Дорчол одинаково далёк от стадионов как ЦЗ, так и Партизана. Однако именно Дорчол стал твердыней гробарей, причём не только в количественном, но и в художественном выражении.

Практически все дорчольские улицы украшены красивыми граффити, выполненными ребятами из "Группы JНА". Если кто не в курсе, JНА - это Jугословенска народна армиjа, по-нашему - ЮНА. Ещё недавно стадион Партизана официально назывался стадионом ЮНА.

Милош Милутинович (1933-2003) был звездой Партизана 1950-х годов. В 87 матчах он наколотил за команду 23 гола. В югославской сборной результативность Милоша была ещё выше - 16 мячей в 33 играх. Следует помнить, что уже в молодые годы Милутинович страдал тяжёлой формой туберкулёза, которая, конечно, же, сковывала его возможности. Два брата Милоша - Милорад и Бора - тоже были известными футболистами, а Бора прославился ещё и как тренер - он вывел в финальные стадии чемпионатов мира пять различных сборных, из которых четыре смогли преодолеть ещё и групповую стадию! За это Бора Милутинович получил прозвище "Волшебник".

Collapse )

Главное трамвайно-троллейбусное депо на Дорчоле, ГСП "Београд"

Так уж мне повезло, что мой второй (в данном путешествии) хостел в Белграде оказался в максимальной близости от главного трамвайно-троллейбусного парка ГСП (Градско саобраћајно предузеће) "Београд" на Дорчоле. Именно Дорчол стал домом для большинства белградских троллейбусов, которых в городе сейчас 123 штуки на 8 маршрутах. Также депо на Дорчоле служит конюшней для трамваев 10 маршрутов Белграда (из 14). Трамваев в сербской столице насчитывалось в 2018 году 245 штук.

На данный момент чуть ли не половина трамвайных линий Белграда не действуют из-за дорожных работ на путях. Поэтому многие трамваи, даже вполне исправные, стоят вот в таком виде:

Collapse )

"Когда отказала машина - не отказал человек", или история одного подвига в Белграде

В пятницу 4 октября 1963 года водитель Милан Янкович из Титово-Ужице (так тогда назывался город Ужице) приехал в Белград на грузовике с несколькими тоннами груза. Когда Янкович ехал по Цетиньской улице, у грузовика одновременно отказали и двигатель, и тормоза. Неуправляемый грузовик покатился назад - вниз по Дорчолу, в сторону Дуная. Каким-то чудом машина миновала перекрёсток Цетиньской и улицы 29 ноября (ныне Деспота Стефана), где обычно было оживлённое движение, а Янкович всё пытался остановить грузовик, но безуспешно:

Collapse )

Теплоэлектростанция "Снага и светлост" на Дорчоле. Белград, 17 ноября 2019 года.

В середине ноября отпуск подошёл к концу - в субботу 16-го поздно вечером Миха уехал домой, ну а я, как и планировал, остался в Белграде. В субботу днём я переселился из хостела на Консанчичевом-венаце в другой хостел - на Дорчоле, чуть подешевле. Мне там сначала не понравилось, видимо, сказалось то, что я уже привык за две недели к первому хостелу.

Утром в воскресенье я пошёл прогуляться по Дорчолу. Собственно, я тут уже гулял, но большинство достопримечательностей пока оставались непосещёнными. Начать я решил со старой гидроэлектростанции, которая находится буквально в километре от хостела, на берегу Дуная.

Архитектура Дорчола - это превосходное сочетание старинных зданий (в том числе XVIII века), модернистской и авангардной архитектуры первой половины XX века и социалистических многоэтажек послевоенного времени:

Collapse )


Мемориал "Отчизна Югославия" и Парк Дружбы, Белград. 16 ноября 2019 года

После осмотра Старого Савского моста и памятника жертвам концлагеря "Старо Саймиште" (блок 17) мы с Михой двинулись в сторону нови-београдского блока 14, который вытянут вдоль берега Дуная и не имеет в своём составе жилых домов, а состоит всего лишь из нескольких, но очень важных объектов.

Главный и самый заметный из них - 30-метровый памятник "Отчизна Югославия":
IMG_20191115_133751.jpg

Collapse )



Мемориал "Старо Саймиште", Белград. 15 ноября 2019 года

Прогулку по Нови-Београду мы продолжили у мемориала "Старо Саймиште", который находится вблизи Старого Савского моста на левом берегу Савы.

Саймиште - это по-сербски "место проведения ярмарки", ярмарка называется "сайам". Саймиште было построено в 1930-е годы, когда освоение нынешнего Нови-Београда только-только начиналось: помимо ярмарки, здесь располагался лишь старый (но тогда ещё действующий) аэропорт, да некоторые объекты судоходной индустрии.

После захвата Югославии оккупантами в 1941 году павильоны Саймишта были превращены в концлагерь. Изначально туда отправляли местных евреев. Более 8 тысяч евреев было умерщвлено в лагере к лету 1942 года, при том, что до войны в Белграде жило около 10 тысяч евреев, а во всей Сербии - около 16 тысяч. Первоначально узников расстреливали, многие умерли зимой из-за голода и жизни в полуразрушенных павильонах без тёплых вещей. А в 1942 году немцы поставили смерть людей на конвейер, привезя в Белград "газенвагены". Планировалось и уничтожение белградских цыган, но их родственники сумели доказать немцам, что заключённые в лагере цыгане имели официальное место жительства, и большинство узников отпустили. Также повезло еврейским женщинам, которые были замужем за сербами, им удалось освободиться.

Памятник в честь жертв лагеря был установлен в 1995 году:

Collapse )

Старый Савский мост в Белграде. 15 ноября 2019 года

Днём в пятницу 15 ноября я решил провести для Михи экскурсию по ближним районам Нови-Београда. Начали, собственно, с того, что ведёт из Стари-града в Нови-Београд - со Старого Савского моста.

Этот мост был построен немцами в 1942 году, заменив собой мост короля Александра, взорванный югославскими военными в апреле 1941 года после начала немецкой агрессии.

Осенью 1944 года, когда разбитые немецкие войска отступали из Белграда на запад, мост вновь был заминирован. Однако отважный сербский учитель, отставной военный Миладин Зарич под огнём немцев пробрался к мосту, взял тесак одного из убитых солдат вермахта и перерубил бикфордов шнур, тянувшийся к взрывчатке. В результате мост достался Красной Армии неповреждённым, и по нему быстро были переброшены войска на левый берег Савы. А Миладин Зарич был награждён югославскими, советскими и болгарскими орденами, прожил ещё долго и скончался в 1976 году в возрасте 86 лет. Неоднократно поднимался вопрос о переименовании Савского моста в честь Миладина Зарича.

Collapse )


Белградская Пионерка - район Браче Еркович

...От стадиона "Синджелича" мы с Михой доехали на троллейбусе до конечной остановки возле района "Медакович". Это обычный спальный район на юго-восточной окраине Белграда:

Collapse )

Воскресный вечер в Белграде, 10 ноября 2019 года

После визита в Национальный музей Сербии мы с Михой потихоньку двинулись обратно в хостел. По пути решили зайти в кафану "Знак вопроса", что на улице Краля Петра. В этой кафане - старейшей в Сербии - я уже бывал летом 2017 года.

Напротив кафаны находится основная школа "Краль Петар I":

Collapse )

Национальный музей Сербии, 10 ноября 2019 года

Ближе к вечеру воскресенья 10 ноября мы с Михой прибыли на белградский автовокзал БАС. Я заранее забронировал хостел на Косанчичев-венаце - это буквально в 10 минутах ходьбы от БАС, тоже в самом центре Белграда. Мы пришли в хостел, заплатили по 3730 рублей каждый (за 7 ночей) и сразу пошли гулять. Нам нужно было успеть в Национальный музей Сербии - по воскресеньям он работает бесплатно.

Авангард и конструктивизм на улице Поп-Лукина. Наверняка эти здания были построены в 1920-1930-е годы на месте более старых домов, разрушенных во время австрийских бомбардировок Белграда в 1914 и 1915 году:

Collapse )